Украинская ГТС оценена в пределах 26-29 млрд долл., — источник

Опубликовал(а) MMP от . Категория Дайджест, Экономика

Компания Baker Tilly провела оценку украинской газотранспортной системы (ГТС). Ее стоимость пока официально не объявлена, но существует несколько вариантов оценки — в пределах 26-29 млрд долл. Об этом пишет «Коммерсант-Украина», ссылаясь на анонимные источники.

Читайте также: Кредит ЕБРР в 308 млн евро на реконструкцию газопровода Уренгой-Помары-Ужгород будет выделен в сентябре

Эта сумма должна стать отправной точкой при создании газотранспортного консорциума с российским «Газпромом» по управлению ГТС.

Как заявил вчера министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, компания Baker Tilly завершила оценку газотранспортной системы Украины. Сколько она стоит, министр не уточнил, пообещав, что цифра станет публичной после принятия закона о приватизации НАК «Нафтогаз Украины»: «Цифра есть. Закон примем и потом озвучим».

Официально в Минэнергоугля, «Нафтогазе» и «Газпроме» стоимость украинской ГТС не комментируют. Наталья Полянская из Baker Tilly сообщила изданию, что «Нафтогаз» запретил компании комментировать результаты. Но источник в профильном министерстве рассказал, что аудитор подготовил несколько вариантов оценки. Стоимость ГТС и подземных хранилищ газа (ПХГ), согласно им, колеблется в пределах 26-29 млрд долл.

«Эта цифра должна быть использована в ходе переговоров с Россией по вопросу создания совместного предприятия. Мы предлагаем, чтобы с украинской стороны в уставный фонд СП была внесена ГТС с подземными хранилищами газа (ПХГ). Российская же сторона в обмен на 50%-ю долю в предприятии может предоставить нам скидку в размере 12-15 млрд долл. и гарантировать загрузку трубы, — рассказал собеседник издания. — Это позволит нам четыре года получать российский газ по цене 260 долл. за тыс. куб. м».

Читайте также: Украина в 2013 г. планирует снизить потребление газа на 11,9%

Украинская ГТС уже дважды оценивалась: в 2007 г. — в 24,8 млрд долл., в 2009 г. — в 9,9 млрд долл. Источник издания в «Нафтогазе» вчера подтвердил: оценка показала, что ГТС стоит порядка 26-29 млрд долл.

«Предыдущие оценки были намного меньше, но они не учитывали множества важных факторов, таких, например, как стоимость осуществления аналогичных трубопроводных проектов в Европе сегодня»,- заявил источник в компании.

По его словам, предыдущие оценки делались исходя из начальных капиталовложений в ГТС за вычетом износа. А нынешняя — учитывает маржинальную прибыль, которую способна генерировать ГТС, ее значение для снабжения Европы газом и стоимость аналогичных конкурирующих проектов.

Киев и Москва уже более полугода ведут переговоры о создании консорциума на базе украинской ГТС в обмен на снижение цены газа для Украины до 260-280 долл. за тыс. куб. м. Украинские власти готовы уступить России контроль над магистральными газопроводами.

Читайте также: Подписание меморандума с ТС не предполагает сдачу украинской ГТС, — Гончарук

ГТС «Укртрансгаза» состоит из магистральных газопроводов протяженностью 37,6 тыс. км в однониточном исчислении и 71 компрессорной станции общей мощностью 5405 МВт. Пропускная способность на границе России с Украиной составляет 288 млрд куб. м, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд куб. м, в том числе со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м. Природный газ поступает в Украину по 22 магистральным газопроводам («Союз», «Прогресс», Уренгой-Помары-Ужгород и др.), а выходит за пределы Украины — по 15.

Как считает бывший директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугля Константин Бородин, расчеты Baker Tilly вряд ли устроят «Газпром». «При загрузке в 60-65 млрд кубометров и действующем тарифе система приносит «Укртрансгазу» прибыль в размере всего 62 млн долл. в год», — отметил Бородин.

Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич, в свою очередь, полагает, что Эдуард Ставицкий не заинтересован оглашать оценку украинской ГТС, поскольку в ходе переговоров с Москвой украинская власть может быть вынуждена применить совсем другую систему оценки и назвать другую цифру. «Если исключить из оценки ПХГ, цена уже будет не выше 20 млрд долл., — отмечает Марунич. — Наверняка можно придумать и другие способы оценить ГТС дешевле».

Читайте также: «Газпром» намерен выставить «Нафтогазу» счет за недобранный в 2013 г. газ

Украинская ГТС в случае приватизации не должна работать против интересов Украины. Об этом РБК-Украина заявил посол ЕС в Украине Ян Томбинский.

«Будет можно оценивать результаты (приватизации) через несколько лет, но известно точно то, что украинская власть не должна позволить, чтобы украинская газотранспортная система работала против интересов Украины. Это самое главное, а какая структура за этим будет стоять — это второстепенный вопрос. Но сектор газовой транспортировки — это самый стратегически известный для безопасности украинской энергетики, поэтому надо в полной мере обеспечить то, чтобы ГТС не действовала против энергетики Украины» — сказал Томбинский.

По его словам, для того, чтобы найти верный ответ на вопрос, стоит ли приватизировать ГТС, необходимо посмотреть на опыт стран, которые это прошли. «Нужно проанализировать то, что получилось в других странах Средней Европы, где прошла приватизация, а потом государство было обессилено, нужна была национализация, потому что безопасность стран была под угрозой. Это касается Словакии, Венгрии», — резюмировал Томбинский.

Читайте также: Оппозиция призывает народ к стенам Верховной Рады в случае рассмотрения вопроса о приватизации ГТС

Источник

Обратная ссылка с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.